«Единые новости»: требование войны или первый шаг к тотальной цензуре

«Единые новости»: требование войны или первый шаг к тотальной цензуре

Военное положение подразумевает определенные ограничения конституционных прав граждан, в том числе на свободу слова. И это вполне оправданно и понятно. Но где граница между обоснованными ограничениями на подачу информации в период военного времени и рихтованием телеэфира под субъективные пожелания государственных руководителей и их политических соратников?

В настоящее время можно предположить, что власть, прикрываясь военным положением, пытается взять под полный контроль украинское телевидение. И кто не в игре, тот без «кнопки».

Что не покажет «Рада» за полмиллиарда гривен в год

В преддверии полномасштабной войны парламентский телеканал «Рада» осовременили: открыли новые студии, увеличили количество телеведущих и обязали их соблюдать дресс-код, апгрейдили контент, добавили собственных ток-шоу и т. д. И на такую новую картинку на «Раде» заложили в госбюджет полмиллиарда гривен на 2022 год. Из обычного – телеканал «Рада» обязан был проводить прямую трансляцию пленарных заседаний Верховной Рады. Но война внесла свои коррективы. «Рада» по соображениям безопасности народных депутатов остановила трансляцию пленарных заседаний – как в режиме прямого эфира, так и в записи.

А 6 сентября 241 народный избранник поддержал постановление Верховной Рады, которым запретил телеканалу «Рада» во время войны проводить прямые трансляции открытых заседаний парламента и обязал приобщаться к «обеспечению единой информационной политики».

За документ не голосовали представители демократической оппозиции, то есть фракции «Европейская солидарность» и «Батьківщина».

— Я внимательно прочитала биографию автора этого постановления, он родом из Мариуполя. Так вот по этому постановлению выехавшие из Мариуполя люди никогда не услышат общей позиции парламента о необходимости освобождения защитников «Азовстали». По этому постановлению никогда не услышат жители Мариуполя, что мы боремся за них и призываем не давать визы россиянам. По этому постановлению жители Мариуполя не услышат о том, что мы с вами пытаемся защитить украинскую армию и предоставить ей все необходимые полномочия, – раскритиковала идею запретить каналу «Рада» транслировать заседание парламента народный депутат Ирина Геращенко. – Сегодня блок телеканала «Рада» (в телемарафоне «Единые новости». – Авт.) все утро показывал внештатных советников Офиса президента, заместителей главы Офиса президента. Там нет только политиков, нет депутатов, нет парламента.

Соратники Юлии Тимошенко вообще это постановление назвали «разбазариванием госсредств».

– Этот законопроект фактически позволяет разбазаривать государственные средства. Четыре часа в день готовится информация по каналу «Рада». Если нет возможности транслировать один раз в неделю заседание Верховной Рады, зачем такова свобода слова? – озвучил риторический вопрос народный депутат Сергей Соболев.

Он отметил, что в эфире телеканала «Рада» пока право голоса имеют «эксперты по вопросам Верховной Рады», которые рассказывают бог знает что.

– Вы бы послушали, что они рассказывают о нашей работе. Не мы рассказываем, чем здесь занимается парламент, не мы показываем свою позицию, а о нас рассказывают. А мы потом удивляемся, почему такой рейтинг у Верховной Рады, — добавил Соболев.

По состоянию на 7 сентября телеканал «Рада» активно вовлечен в создание контента для телемарафона «Единые новости» и имеет монопольное право на запись комментариев и интервью народных депутатов в кулуарах Верховной Рады.

Телемарафон перестали смотреть 46% украинцев

С первого дня полномасштабной войны на Банковой обсуждалась идея, чтобы на всех телеканалах страны транслировался информационный контент, производимый телеканалом «Рада». Переиграли все в последнюю минуту. Решили объединить все ведущие медиагруппы страны в одном эфире, чтобы круглосуточно транслировать важнейшие новости в формате информационного марафона «Единые новости #Uаразом». К проекту присоединились 1+1, ICTV, Интер, «Рада» и «Перший канал Суспільного Мовлення». До решения Рината Ахметова выйти из медийного бизнеса над телемарафоном работала и команда журналистов телеканала «Украина».

А вот ни один новостной телеканал медиахолдинга, связываемый с Петром Порошенко, де-факто к продуцированию «единых новостей» не допустили. Более того, «Прямой» канал убрали с «кнопки». Из цифрового вещания выключили «Эспрессо» и «5 канал». Хотя де-юре в Госспецсвязи сообщили, что указанные телеканалы имели возможность присоединиться к телемарафону: их сигнал из эфирного и спутникового вещания не выключили, а переключили на телеканал «Рада».

До 19 марта информационный телемарафон существовал в полулегальном статусе. А затем президент Владимир Зеленский подписал указ, которым дал официальный зеленый свет «Единым новостям». То есть до завершения военного положения или нового указа президента всем украинцам – нравится или нет – придется смотреть телемарафон.

Относительно нравится… Министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко к полугодию эфира «Единых новостей» озвучил социологию по поводу востребованности такой подачи новостей о войне.

— При всем разнообразии источников информации сегодня марафон конкурирует только с набирающими бешеную популярность телеграм-каналами. Согласно последнему опросу от Center for Insights in Survey Research по заказу USAID, 47% украинцев обращаются к телемарафону как к надежному источнику информации о ситуации в Украине, — сообщил в своем телеграм-канале министр. – Согласно социологии КМИС за июль, телемарафон «Единые новости» относят к топ-2 источников для получения информации. Среди разных источников информации больше всего респондентов доверяет телемарафону «Единые новости» – 57%.

В то же время 1 сентября ресурс «Детектор Медиа», подробно мониторящий информационный телемарафон по соблюдению журналистских стандартов, обнародовал собственное исследование на тему, как рядовые граждане и медийщики воспринимают «Единые новости». И показатели не такие радужные, как у министра информполитики.

Так, почти 94% медийщиков и 78% рядовых украинцев выразили мнение, что «Единые новости» занимаются государственной пропагандой. Героями прямых включений становятся преимущественно представители власти и представляющей ее политической силы. К примеру, в июле право голоса в телемарафоне имели 27 народных депутатов от «Слуга народа», 10 – «За майбутнє» (представители этой депгруппы чаще всего голосуют в унисон с депутатами от провластной фракции), по 5 – «Родина» и «Голос», 3 – «Европейская солидарность», 1 – внефракционный.

87% опрошенных представителей СМИ сказали, что телемарафоном руководит Офис президента. Такого же мнения 25% рядовых граждан. Более 66% опрошенных считают, что единственный информационный марафон утратил свою актуальность. Перестали смотреть «Единые новости» – 76% медийщиков, 45% – всех других украинцев.

– Нет ничего удивительного в том, что интерес к телемарафону упал и будет продолжать падать, – объясняет политтехнолог Андрей Золотарев. – Телемарафон «Единые новости» был направлен на формирование единой информационной повестки дня, отчасти предполагающей цензуру. Мы не видим там дискуссии, альтернативных точек зрения. Такая выхолощенность в подаче информации быстро надоедает, становится неинтересной. Молодежь, на мой взгляд, давно переориентировалась на получение информации из телеграм-каналов и электронных СМИ. Телемарафон продолжают смотреть люди постарше.

По мнению политолога Руслана Бортника, если власти не изменят подходы к информационной и редакционной политике телемарафона «Единые новости», то его ожидает судьба УТ-1.

– В первые недели, месяцы телемарафона он был актуальным и важным. Можно было почерпнуть много советов, как вести себя в той или иной ситуации во время полномасштабной войны. На сегодняшний день таких советов практически нет, и в этом снизилась потребность, поскольку люди адаптировались к новым реалиям, — рассуждает Руслан Бортник. – А если говорить о подаче информации, то телемарафон проигрывает в оперативности, тематической насыщенности, объективности многим телеграм-каналам и ютуб-каналам. Если власти не изменят подходы к телемарафону, то его ждет судьба бывшего телеканала УТ-1, когда его никто не смотрел.

Эксперт отмечает, если власти преследовали цель под шумок полномасштабной войны взять под полный контроль телеканалы, то ничего из этого не выйдет. В условиях XXI века контролировать информационное пространство – невозможно.

– Такой контроль был возможен лет 15-20 назад. А когда доступ к интернету почти у каждого гражданина, то перекрыть информационный поток почти нереально. Его можно лишь частично наполнить определенными смыслами, не больше, – добавляет Бортник.

Еще один государственный телеканал

Совсем скоро у государства будет на один телеканал больше. 18 августа телеканал «4 канал» убитого народного депутата-изменника Алексея Ковалева передали в управление АРМА.

– Появится еще один государственный канал, который пока будет транслироваться в телемарафоне. Но ведь мы надеемся на скорейшую победу нашей страны, после которой он будет дальше развиваться как полноценный государственный телеканал, — рассказала в интервью LB глава Госкино Марина Кудерчук.

Желание государства прибрать в руки еще один канал может дорого обойтись Украине. Об этом предупреждает юрист Института массовой информации Роман Головенко.

— ПАСЕ в своей Резолюции от 2005 года призвала Украину превратить государственные телерадиокомпании в каналы общественного вещания согласно соответствующим стандартам Совета Европы. Целесообразность появления еще одного государственного телеканала в Украине вызывает вопросы, – обращает внимание Головенко. А лишние вопросы, когда Украина все еще выполняет домашнее задание по поводу статуса кандидата на членство в ЕС, не нужны.